• aksu.oo@pavlodar.gov.kz
  • 140100, Ақсу қаласы, Строителей көшесі, 14б
  • Call-орталық 8 (71837) 65941, 87713572153
  • Жұмыс уақыты: ДС-ЖМ 9-00-ден 18-30-ға дейін; түскі үзіліс 13-00-ден 14-30-ға дейін

Дарынды балалармен жұмыс

Дарынды балалармен жұмыс

Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня.

В целях реализации первой задачи по линии Республиканского научно-практического центра «Дарын» учащиеся школ города и сельского региона приняли участие во многих областных, республиканских и международных конкурсах и завоевали 151 призовых мест в очных конкурсах и 458 в дистанционных конкурсах (рейтинг прилагается).

В целях пропаганды научно-исследовательской деятельности лучшие научные работ учащихся были представлены в научных проектах по общеобразовательным предметам среди 8-11 классов и научных проектов «Зерде» среди 2-7 классов.

23-25 сентября текущего года учащиеся школ города Аксу и сельского региона принимали участие в городском этапе конкурса научных проектов «Зерде» среди 1-7 классов. В конкурсе принимали участие юные исследователи учащиеся 1-7 классов, как индивидуально, так и в командном составе (не более 2-х участников). Конкурс прошел в три этапа: школьный, городской и областной в дистанционном режиме. Конкурсные работы учащихся распределились по 9 секциям, по каждой секции работы были теоретического, экспериментального и изобретательного плана. Каждая конкурсная работа должна сопровождаться отзывом руководителей и рецензией специалиста, где отражается целесообразность выбранной темы, личный вклад автора в работе, достоинства и недостатки.

В школьном этапе участвовали 144 юных исследователей, на городской этап прошли 121 работ. В область были направлены 44 научных работ, из них 22 прошли отборочный тур, что составляет 50%.

Хочется отметить, в течение нескольких лет хорошую подготовку показывают СШ №1, СШ Уштерек, СШ №2, СШ №7, СШ Жамбыл, СШ Достык, ОШ Спутник, что позволяет сделать вывод о преемственности и системности в подготовке к олимпиадам по основным наукам.

С 8 по 14 ноября 2021 года в дистанционном формате состоялся областной этап республиканского конкурса исследовательских проектов и творческих работ «Зерде» среди учащихся 2-7 классов, где победителями стали 13 учащихся школ города и сельского региона:

 

ФИО ученика

секция

класс

школа

Призовое место

1

Хали Нурбол

техника

3

СШ Б.Момышулы

3

2

Ауыт Нұрсұлтан

валеология

3

СШ Достык

3

3

Құнаш Құндыз

физика

7

СШ Достык

3

4

Васечкина Виктория

медицина

6

СШ №7

2

5

Жармуханбетов Али

медицина

6

СШ №7

2

6

Карюкина Алина

информатика

4

СШ №7

3

7

Рассоленко Регина

информатика

7

СШ №7

3

8

Құмар Дарын

информатика

7

СШ №1

2

9

Құмар Малика

медицина

4

СШ №1

2

10

Ерен Ералы

химия

6

СШ Жамбыл

3

11

Мүдәріс Кәусар

медицина

5

СШ №2

3

12

Сизд Ақжол

казахский язык и литература

3

СШ №2

3

13

Шакатов Руслан

математика

5

ОШ Спутник

2

 

Целями и задачами Научного конкурса являются:

1) стимулирование научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности учащихся;

2) отбор и поддержка наиболее талантливых и одаренных юных исследователей;

3) содействие формированию интеллектуального потенциала Республики Казахстан.

В городском туре научных соревнованиях приняли участие 78 проектов, из них на казахском языке 47 проектов, что составляет 60.2%. Члены жюри рассматривали проекты в очном режиме по 16 секциям.

В областных научных соревнованиях в отборочном  туре приняли участие 22 проекта г.Аксу и сельского региона (Школа-лицей, СШ Береке, СШ Достык, СШ №2, СШ №4, СШ Жамбыл, СШ Б.Момышулы), из них 7 проекта заняли призовые места.

 

ФИО ученика

секция

класс

школа

Призовое место

1

Масалабо Александр

физика

11

Школа-лицей

1

2

Каирова Дильназ

Охрана окружающей среды и здоровья человека

10

СШ №1

1

3

Курмангалиева Анель

Литература (русский язык)

9

СШ №1

1

4

Искакова Карина

математика

8

СШ №4

2

5

Кириченко Станислав

математика

10

СШ №4

2

6

Ержанова Амина

прикладная математика

9

СШ №2

3

7

Муликбердиева Жадыра

История

10

СШ №1

3

 

В целом, научное общество учащихся выполняет цели и задачи, которые были поставлены в начале учебного года. Работа ведется по всем направлениям. Анализ деятельности НОУ показал, что заметно повысился интерес к исследовательской деятельности у учащихся и у учителей школ города Аксу и сельского региона.

С 10 по 12 марта 2022 года в г. Алматы прошёл XII Международный конкурс исследовательских проектов по математике и механике им. У.Джолдасбекова, организованный Республиканским научно-практическим центром "Дарын" во исполнение приказа МОН РК по выявлению и поддержке одарённых и талантливых детей. Данное интеллектуальное соревнование было посвящено памяти выдающегося учёного и проводился на базе механико-математического факультета Казахского национального университета им. Аль-Фараби. В конкурсе приняли участие учащиеся старших классов  из разных городов и сёл Казахстана, Узбекистана, Киргизстана, Таджикистана и Кореи. КГУ "Школа-лицей города Аксу" представлял  ученик 11 класса Масалабо Александр, который в упорной борьбе среди талантливых школьников, увлечённых наукой, занял призовое III место. Предметом рассмотрения на конкурсе были самостоятельные научно-исследовательские работы школьников по математике и механике. Александр выступил с защитой своего научного проекта "Сигнализация из подручных материалов", продуктом которого является сигнальное устройство, созданное автором из подручных материалов на основе действующей схемы.

2021-2022 учебном году Республиканском конкурсе защиты научных проектов занял 3 призовое место ученик 11 класса школы-лицей Масалабо Александр, его работу внесли в печатное издание «Автор лучшего научного  проекта».

 

Ежегодно предметную олимпиаду по основным общеобразовательным предметам проходить в 2-х этапах (школьный, городской). В соответствии с приказом управления образования городской этап предметной олимпиады прошел с 14 по 22 февраля 2022 года. Олимпиада проходила ежедневно, по два предмета в день, в соответствии с графиком проведения. Каждому участнику в соответствии к проведению олимпиады по каждому общеобразовательному предмету был предоставлен компьютер с камерой, с доступом на платформу «Oqylyq». Участники олимпиады выполняли в бланках ответов с реестром. Задания для каждого участника имел индивидуальную маркировку. Для сохранения прозрачности и академической честности второго этапа олимпиады процесс его проведения обеспечивался системой видеонаблюдения для просмотра в режиме онлайн. По завершению тура, IT-специалист сканировал бланки ответов. Отсканированную версию работы с правильными заполнением имени файла загружали в удаленную папку в сети, для дальнейшего шифрования, публикации на сайте и проверки жюри. После окончания тура жюри принимали для оценивания закодированные олимпиадные работы, оценивали выполненные задания в соответствие с опубликованными критериями и методиками   оценивания.

В городском туре приняли участие 198 человек, из них 96 учащихся представили сельский регион, что составило 48,4%, 117 учащихся выступили на государственном языке, это 59% от общего количества участников. СШ Сарышыганак, СШ Камзина не участвовали на втором этапе.

Количественные данные участников республиканский олимпиады по общеобразовательным предметам 2021 - 2022 учебного года:

 

Наименование организаций образования

I этап,

II этап,

III этап, областной

школьный

районный

кол-во школ

участники

в т.ч.на каз.яз

кол-во школ

участники

в т.ч.на каз.яз

кол-во школ

участники

в т.ч.на каз.яз

1

город Аксу

24

950

505

24

198

117

9

28

13

Большинство участников городского этапа предметной олимпиады показали низкий результат выполненных заданий (апелляций не было).

Как и в прошлом учебном году, возникли трудности при решении олимпиадных задач по физике, химии и математике и информатике.

В олимпиадных заданиях по гуманитарному направлению некоторые задания требовали творческого подхода, при этом для полного ответа на большинство вопросов не требовалось знаний, выходящих за пределы школьной программы. Все задания требовали применения теоретических сведений, относящихся к основным разделам языкознания. В целом учащимся не удалось продемонстрировать знания по выбранным предметам, установить причинно-следственные связи, реализовать творческие способности. Участники городского этапа предметных олимпиад продемонстрировали недостаточно высокий уровень усвоения учебного материала, применение его на творческом уровне, нестандартный подход к решению заданий.

Наиболее высокий процент выполнения олимпиадных работ участники продемонстрировали по предмету английский язык.

К одной из причин затруднений у учащихся можно отнести нехватку внепрограммых знаний, невысокий уровень кругозора. В целом, результаты городского тура предметных олимпиад говорят о низком уровне подготовки учащихся к выполнению нестандартных заданий. Школы не подготовили соответственно команду.

 

Этапы

Всего участников

из них казахов

Из них

в том числе

9 класс

10 класс

11 класс

с каз.яз. обучения

с рус.яз. обучения

с каз.яз. обучения

с рус.яз. обучения

с каз.яз. обучения

с рус.яз. обучения

с каз.яз. обучения

с рус.яз. обучения

1 этап

950

505

505

445

170

132

152

127

183

186

2 этап

198

117

117

81

40

26

33

29

44

26

3 этап

28

13

13

15

4

6

4

4

5

5

 

На основании протоколов и предоставленных работ учащихся был составлен список победителей на областной этап.

В областной предметной олимпиаде участвовали 28 учащихся города Аксу и сельского региона.

Отчеты, протоколы и работы учащихся по проведению предметной олимпиады прилагается.

   Призеры областной предметной олимпиады:

 

Ф.И. участника

Класс

Предмет

Ф.И.О. Учителя-предметника

Школа

Призовое место

1

Мухтарханова Дильназ

10

Английский язык

Бральгина Илона Руслановна

Школа-лицей

3

2

Буркунов Ярослав

10

Биология

Бахтиярова Майя Галиевна

Школа-лицей

3

3

Масалабо Александр

11

Физика

Пехова Надежда Андреевна

Школа-лицей

3

4

Косова Алина

9

Русский язык и литература

Белкина Елена Владимировна

Школа-лицей

2

5

Ержанова Амина

9

казахский язык и литература

Рахманова Динара Ертостиковна

СШ №2

3

6

Таубен Әсел

11

казахский язык и литература

Шалабаева Аршагуль Алжахановна

СШ №2

2

7

Абишева Наргиз

9

Английский язык

Абдугалимова Алмагуль Габитовна

Казахская средняя школа № 1

2

8

Елюбаев Арыстан

11

Биология

Авчукер Аманхан

Казахская средняя школа № 1

3

9

Алиева Фатима

9

казахский язык

Бекенова Таттыгуль Кундызбековна

Средняя школа №4

3

10

Қабыл Мадина

10

Самопознание

Рашат Камила

СШ Уштерек

3

 

Выводы:

Качественный  анализ выполненных заданий  указывает на то, что учащиеся  плохо справляются с заданиями  ГОСО, и  теряются при встрече с заданиями  творческого уровня, не ориентируются  в  вопросах, выходящих за рамки школьной программы, затрудняются в анализе, прогнозировании при выполнении заданий по истории,  при решении задач не способны предложить несколько вариантов решения, допускают ошибки в вычислениях. На протяжении ряда лет, для большинства учителей и учащихся школы,  олимпиада  заканчивается  на школьном  уровне. Именно слабая подготовка в стенах  школы, является причиной того, что учащиеся старших классов редко  участвуют в городских и областных олимпиадах. Если сравнить  участие в среднем и старшем звене  по математике, химии, физике, географии,  то в старших классах это единицы. Оставляет желать лучшего  результаты по ЕМЦ.

Низкое количество баллов для призовых мест набрали учащиеся по физике, математике, информатике, химии. Причины: неумение выполнять задания надпрограммного уровня, мало внимания уделяется заданиям на развитие логического мышления учащихся.

Низкий процент призовых мест по предметам: информатика, химия, география, математика (1 ребенок занял призовое место, участвовали 14 школьников).

 

По результатам  городский олимпиады  проявились и негативные моменты проведения олимпиады:

- некачественное оформление отчетов школьной олимпиады;

- несвоевременная подача заявки на участие в олимпиаде и небрежное оформление заявки координаторами;

 

Рекомендации директорам школ:

  1. Учителям-предметникам проводить систематическую работу по подготовке к олимпиадам на уроке через задания олимпиадного уровня и во внеурочную деятельность.
  2. Продолжить привлечение учащихся для участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различного уровня.
  3. Проанализировать и обсудить итоги проведения олимпиад на заседаниях МО, учесть ошибки и затруднения, допущенные при выполнении заданий городского тура при подготовке учащихся для участия на областном этапе, так как координаторам были отправлены задания городской предметной олимпиады для работы.
  4. Произвести изменения в планировании и методического обеспечения работы с сильными учащимися на следующий учебный год.
  5. Учителям, преподающим предмет по углубленной программе, обратить внимание на задания повышенной трудности, а также задания развивающего характера на уроках с целью повышения интереса к предмету.
  6. Учителям-предметникам внимательно изучать Положение о проведении предметных олимпиад, критерии оценки работ.
  7. Учителям обратить внимание на  задания повышенной трудности при составлении поурочного планирования по углубленной программе.
  8. Директорам школ взять под контроль организацию участие учащихся школы в областной  предметной олимпиаде.

 

В целях выявления, развития, приумножения интеллектуального потенциала республики Казахстан и социальной поддержки одаренных детей Республиканский научно-практический центр «Дарын» провел  интеллектуальный марафон «Ак бота» среди учащихся  3-10 классов, где наши ученики заняли 447 призовых мест.

 

В честь 180 летия известного педагога-просветителя Ыбырая Алтынсарина, заложившего основы народного образования в Казахстане, 11 октября 2021 года прошел областной этап ІҮ республиканского интеллектуального конкурса юных историков «Моя малая Родина». Согласно положению конкурса проводился в два тура:

1 тур – тестирование по вопросу истории Казахстана.

2 тур – по 4 номинациям. В номинации «История моей Малой Родины» награждена дипломом 3 степени Касенова Алия, учащаяся 9 класса СШ №8.  В номинации «Символ малой Родины» награждена дипломом 3 степени Кайырбекова Альдина, учащаяся 10 класса СШ Донентаева.

Региональным учебно-методическим центром дополнительного образования «Ертіс Дарыны» управления образования Павлодарской области совместно с областным телеканалом «Ертіс» в период с 11-15 октября 2021 года в дистанционном режиме прошел областной экологический конкурс «Юный экорепортер» среди учащихся 9-11 классов. Участники конкурса представили работы, которые посвящабтся проблемам экологии и охране природы по тематике: - экологические проблемы нашего региона и пути их решения, где наша ученица 10 класса средней школы №1 Төкен Ақбота, заняла 2 призовое место.

 

В текущем году на базе Павлодарского педагогического университета состоялся областной тур республиканской олимпиады по лингвистике среди учащихся 8-11 классов. Целью олимпиады является выявление, развитие и поддержка одаренных учащихся, совершенствование и углубление знаний учащихся по лингвистике.

По итогам конкурса призерами 3-х призовых мест стали ученица 10 класса школы-лицея Мухтарханова Дильназ и ученик 11  класса СШ №8 Садырев Дмитрий.

 

Республиканский научно-практический центр «Дарын» 13 декабря 2021 года провел четвертый (заключительный) этап республиканской олимпиады для учащихся 5-6 классов по предметам: математика, естествознание, история Казахстана, казахский язык и литература, казахский язык в классах с русским языком обучения, русский язык и литература, русский язык в классах с казахским языком обучения, английский язык. В мероприятии приняли участие 16 школьников города Аксу. По итогам олимпиады областными обладателями призовых мест стали 8 учащихся: І мест - 2, ІІ мест - 3, ІІІ мест - 3. Призеры на областном этапе:

По математике ІІІ место – Красников Роман, учащийся 5 класса школы-лицея.

По истории Казахстана: ІІ место –Алпысбай Айару, учащаяся 5 класса СОШ №1.

По естествознанию: І место - Шефер Татьяна, учащаяся 6 класса Калкаманской СОШ. 

По казахскому языку и литературе: ІІ место – Омар Ералы, учащийся 5 класса СОШ №2.

По казахскому языку и литературе в классах с русским языком обучения: ІІІ место – Павлова Маргарита, учащаяся 5 класса СОШ №4 г.Аксу.

По русскому языку и литературе: І место заняла – Уздымбаева Дария, учащаяся 6 класса школы-лицея г.Аксу; 

По русскому языку и литературе в классах с казахским языком обучения: ІІ место – Жанатан Аида, учащаяся 6 класса СОШ Кабылбекова.

По английскому языку: ІІІ место - Какимжанова Султана, учащаяся 6 класса СОШ №2.

На Республиканском этапе по решению Оргкомитета олимпиады призовые места распределились следующим образом:

по естествознанию: ІІІ место – учащаяся 6 класса Калкаманской СОШ г. Аксу Шефер Татьяна;

по русскому языку и литературе: І место – учащаяся 6 класса школы-лицея г. Аксу Уздымбаева Дария;

 

В этом году во всех регионах Казахстана прошел торжественные мероприятия, посвящённые вручению «Медаль Елбасы» участникам бронзового и серебряного уровня, в рамках инициативы «Ел Үміті» Фонд Первого Президента.

«Медаль Елбасы» - это проект для молодых и амбициозных казахстанцев в возрасте от 14 до 29 лет! Участники выбирают «Золотой», «Серебряный», «Бронзовый» уровень и развивают навыки по семи направлениям. С каждым пройденным этапом участники становятся сильнее, талантливее и увереннее, а финалисты получают знак отличия «Медаль Елбасы», это старт для самых высоких побед!  

В 2022 году чествовали 4 победителей четвертого потока проекта «Медаль Елбасы»6 это: СШ Жамбыл (Дорбетхан Аружан, Жанибеккызы Лаззат), СШ №4 (Белоусова Софья), СШ Донентаева (Каирбекова Амина).

Впервые Акимат Павлодарской области учредил премию «Тәуелсіздік ұланы» в поддержку талантливых и одаренных детей.

Отбор талантливой молодежи проводился по пяти номинациям: «Научно–техническое творчество и учебно–исследовательская деятельность», «Профессиональное мастерство»,«Творческое мастерство», «Спортивное мастерство»,«Социально- значимая и общественная деятельность».

Лучшие из лучших по итогам конкурсного отбора получили нагрудный знак «Тәуелсіздік ұланы» и денежное вознаграждение.

В этом году на областной этап были выдвинуты 1500 претендентов и в результате определены 300 лауреатов премии, среди них были удостоены 26 школьников города Аксу и сельского региона.

22 декабря 2021 года аким города Аксу Жанат Рашитович Шугаев чествовал наших одаренных детей в учебе, творчестве и спорте. Обладателям «Тәуелсіздік ұланы» были вручены нагрудной знак и сертификат. 

 

Прошла ІI областная гуманитарная олимпиада в онлайн режиме на платформе Google-diskсреди учащихся 8-11 классов специализированных и сельских школ г. Павлодара, Экибастуза, Аксу, организатор РНПЦ "Дарын".Олимпиада межпредметная, направлена на систематизацию знаний по истории Казахстана и казахской литературе, знакомство с художественными произведениями, не вошедшими в школьную программу.

Цель олимпиады:

- развитие у учащихся читательской культуры, являющейся показателем духовного потенциала общества;

-повышение познавательного интереса к истории своего народа и родной литературе; создание условий для реализации творческих способностей учащихся.

Среди учащихся 11 классов упризером стала ученица СОШ №1 г. Аксу Ахмедиева Жұлдыз занявшая 3 призовове место.

Среди учащихся 10 классов призером стала Авайхан Аягоз, ученица СШ Жамбыл занявшая 1 призовове место.

«Региональным учебно-методическим центром дополнительного образования» «Ертіс дарыны» 7 апреля в режиме оффлайн проведена олимпиада областной школы «Жас Кемеңгер» по 5 предметам и мини олимпиада заочной школы по 8 предметам.

Основная цель олимпиады - выявление среди учащихся сельских общеобразовательных школ одаренных детей с особыми склонностями к основам науки, создание условий для самореализации и развития творческих способностей сельских школьников к выполнению заданий высокого уровня сложности.

В областной олимпиаде по «Жас кемеңгеру» приняли участие 54 учащихся. По итогам олимпиады призерами стали 24 учащийся. Поздравляем следующих школ: СШ Жамбыл, СШ Кабылбекова, СШ Береке, СШ Кызылжар, СШ Б.Момышулы, СШ Сарышыганак, СШ Айнаколь, СШ Донентаева.

В областной дистанционной мини-олимпиаде участвовало 24 школьников 8-10 классов сельских школ города Аксу. По итогам олимпиады победителями и призерами стали 9 учащихся сельских школ.

 

По плану работы на 2021-2022 учебный год совместно с региональным учебно-методическим центром дополнительного образования «Ертіс дарыны» и «Университетом Торайгырова» проведена областная олимпиада по полиязычию среди учащихся 9-11 классов. Цель олимпиады: формирование интеллектуальной поликультурной личности в условиях полиязычного непрерывного образования в школе.

По итогам Олимпиады 2-е призовое место заняла ученица 9 класса казахской средней школы №1 Абишева Наргиз.

Республиканский научно-практический центр «Дарын» с целью выявления и поддержки учащихся, проявляющих интерес к овладению государственным языком как средством общения, интеллекткального и духовного развития, 18 и 28 января 2022 года провел ХVІ республиканскую дистанционную олимпиаду по казахскому языку «Язык – символ независимости государства» среди учащихся 5-10 классов некоренной национальности. Ученики города Аксу завоевали 13 призовых мест .

На базе Павлодарского педагогического университета текущего года состоялся областной тур республиканской олимпиады по лингвистике среди учащихся 8-11 классов. Целью олимпиады является выявление, развитие и поддержка одаренных учащихся, совершенствование и углубление знаний учащихся по лингвистике.

По итогам конкурса призерами 3-х призовых мест стали ученица 10 класса школы-лицея Мухтарханова Дильназ и ученик 11  класса СШ №8 Садырев Дмитрий.

 

ХІ областной конкурс «Мағжан оқулары» проведен 15 октября 2021 года в режиме онлайн. Конкурс проводился по трем направлениям, в которых приняли участие 57 школьников-победителей городских этапов. Юные талантты читали стихи поэта и  собственные призведения, начинающие исследователи защищали научные проекты, посвященные жизни и творчеству М. Жумабаева. По итогам конкурса в номинации «Ақын да бір бала ғой ұмтылған» (конкурс юных поэтов) получил диплом 3 степени – Досан Наурызбай, учащийся 9 класса СШ Гагарина. В номинации «Толқынмен толқын сырласып» (исследование жизни и вторчества поэта) получила диплом 1 степени – Жексенбай Назеркеғ ученица 10 класса СШ Уштерек.

В соответствии с планом работы Управления образования Павлодарской области 5 апреля среди учащихся 8-11 классов был проведен областной этап «Мәшһүр-Жүсіп оқулары». На областном этапе «Мәшһүр-Жүсіп оқулары» ученица 8 класса казахской средней школы №1 Муратбеков Мадияр занял 1-е призовое место по направлению защиты научно-исследовательского проекта «Бас болып өнер білсең тіпті жақсы».

10 марта 2022 года на базе гимназии имени Абая для одаренных детей впервые прошел областной этап республиканского конкурса «Илияс оқулары». Город Аксу на областном этапе представил СШ Кызылжар и СШ Уштерек. Конкурс проводился по 3 направлениям, где участники конкурса наизусть исполняли поэмы Ильяса Жансугурова, отрывки из разных прои?